Пчеловодство в датах

15 тыс. лет до н. э. Рисунок магдаленского периода (древний каменный век), найденный на скале Аранской пещеры в Валенсии (Испания), является самым старым памятником, свидетельствующим о пчеловодстве. На рисунке изображены два человека, взобравшиеся по длинным веревкам (по-видимому, из осоки) к маленькому отверстию в скале, где обитает рой пчел. Один из них вынул из отверстия сот и перекладывает его в корзинку. Кругом летают пчелы.

3000 лет до н. э. Письменные памятники показывают, что в Древнем Египте кочевое пчеловодство было обычным явлением. Медосбор в верховьях Нила наступал раньше, поэтому пчел заранее перевозили к истокам Нила. Ульи устанавливали на плоты, с которых пчелы летали за медом. Плоты двигались вниз по Нилу.

С первой династии фараонов (3200 - 2780 гг. до н. э.) и до римского периода на эмблемах царей Египта всегда были пчелы. Перед картушем с именем царя помещали пчелу. На гробницах первой династии также изображена пчела. Из этого следует, что египтяне придавали большое значение пчеле.

2050 - 1950гг. до н. э. В Ассирии во времена Саргона I и после его смерти тела умерших покрывали воском и погружали в мед.

1580 - 1350гг. до н. э. Настенный рисунок 18-й династии в Тебесе (Египет) изображает человека, несущего медовые соты и грозди винограда, а также пчел, кружащихся над сотами. Тип и окраска этих пчел соответствуют современной египетской пчеле.

986 - 933 гг. до н. э. Царь Соломон неоднократно упоминал мед и медовые соты. «Сын мой, ешь мед, потому что он хорош, и медовые соты, которые сладки для твоего вкуса».

750 лет до н. э. Греки были очень сведущи в пчеловодстве, так как устанавливали перегородки в ульях и регулировали отбор излишних запасов.

640 - 599гг. до н. э. Один из законов афинского законодателя Солона гласит, что новые пасеки нельзя размещать на расстоянии меньше 275 м от ранее установленных.

460 - 370гг. до н. э. Греческий философ Демокрит, а также другие греки, писавшие еще до Аристотеля, упоминают о зарождении пчел от рогатого скота.

400 лет до н. э. Греческий историк Ксенофон сравнивает деятельность матки с работой домашней хозяйки: «Матка находится в улье и не позволяет пчелам бездельничать. Она посылает их за взятком, проверяет, что они принесли, укладывает и хранит принесенный пчелами материал. Когда приходит время, она справедливо разделяет накопленные в улье запасы между пчелами. Матка следит за тем, чтобы соты в улье были сделаны прочно и красиво, а расплод воспитывался должным образом». Следовательно, Ксенофон рассматривает матку как мозговой центр в улье.

В 4-й книге «Анабазиса» Ксенофон впервые отмечает свойство меда вызывать заболевание человека. В древние времена предполагали, что мед, вызывающий болезни, пчелы собирают с одного из видов рододендрона, возможно R.pontica.

400 лет до н. э. Грек Аристофан писал, что пчелиный воск пригоден для многих целей, в том числе для предохранения поверхности металла от порчи, для лепки, изготовления письменных таблеток, а также для запечатывания любовных писем.

384 - 322гг. до н. э. Грек Аристотель первым начал изучать жизнь и деятельность пчел, применяя методы научного исследования. Любое утверждение он подвергал проверке путем опыта. В его трудах содержится огромное количество правильных выводов, касающихся пчел. Аристотель имел в своем распоряжении неразборные ульи (только с верхними планками), и ему приходилось вынимать из улья каждый исследуемый сот. Это затруднение не позволило Аристотелю изучить некоторые периоды жизни пчел.

Аристотель считал, что жизнь пчелы начинается с того момента, как построены ячейки и в них отложены личинки. С большой точностью он описывает стадии развития от личинок до взрослой пчелы. В труде Generatione Animalium Аристотель утверждает, что «правители» создают «правителей», рабочие пчелы выводят трутней, но последние никого не производят. Аристотель первый заявил о несостоятельности теории, согласно которой пчелы происходят от быка. Аристотель считал, что в улье всегда имеется не один, а несколько «правителей» и что семья может погибнуть, если «правителей» слишком много или слишком мало. Он верно указал, что существует связь между числом «правителей» и величиной расплода.

Аристотель также отмечает, что некоторые пчеловоды используют то, что можно назвать «примитивной ловушкой для трутней». Ловушка представляла собой сеть, которая задерживала трутней, а мелкие пчелы проходили сквозь нее. Аристотель установил, что пчелы переносят мед в медовом зобике, а пыльцу рабочие пчелы переносят на ножках. Он не смог выяснить происхождение воска и считал, что рабочие пчелы приносят его в улей на ножках. Аристотель упоминает «гнилец пчел», а также некоторых врагов пчел, например жаб, ласточек, лягушек, ос.

Аристотель первый отметил, что медоносные пчелы посещают цветки одного вида растений в течение одного вылета. Его работы оставались основным источником сведений вплоть до средних веков.

372 - 287гг. до н. э. Грек Теофраст писал главным образом о растениях, но несколько раз в своих трудах он касался пчел. Хотя он знал, что нектар связан некоторым образом с цветками, он повторяет старое утверждение, будто нектар возникает самопроизвольно из воздуха и тростника.

116 - 27гг. до н. э. Римский ученый и писатель Варрон приводит длинный список материалов для изготовления ульев. Варрон упоминает улья из лозняка, плотной древесины, коры, дуплистых стволов, глины и, наконец, тростника. Улей из тростника (90x30x30 см) должен быть несколько уже в средней части, его концевые части должны легко сжиматься и растягиваться.

Варрон считал, что весенний понос возникает в результате посещения пчелами цветков миндаля и кизила. В качестве лечения он предлагал давать пить пчелам мочу. Варрон все еще думал, что воск пчелы собирают на цветках. Вероятно, Виргилий много заимствовал у Варрона.

Из работ Варрона видно, что пчеловодство было доходным занятием в нескольких среднеморских странах.
100 лет до н. э. Согласно римскому праву, пчелы, не находившиеся в улье, рассматривались как бесхозяйственные. «Пчелы - это дикие животные. Рой пчел на вашем дереве, пока он не помещен в улей, не является вашей собственностью, как и птицы, устраивающие гнезда на ваших деревьях. Следовательно, если кто-нибудь поймает рой и поместит его в улей, то рой станет его собственностью».

70—19гг. до н. э. Римский поэт Виргилий в своих стихах выражает большую любовь к пчелам. Он упоминает их около 16 раз в эклогах, георгиках и «Энеиде». Виргилий был одновременно пчеловодом и поэтом и дал много практических советов по. содержанию пчел. К сожалению, Виргилий не пользовался научным методом Аристотеля. Виргилий считал, что самый лучший мед получается с чабреца.

Виргилий рекомендовал подрезать крылья матки, чтобы рой не ушел. В его трудах идет речь о защите пчел от ветра и солнца. Виргилий замечает, что, играя на цимбалах, можно посадить рой. (Так думают пчеловоды многих стран и сейчас.) Он утверждал, что пчелы собирают молодых пчел с растений со сладким соком. Позднее эту мысль заимствовал Плиний.

60 г. н. э. Римский писатель Колумелла также уделял внимание пчеловодству. Когда мы переходим от чтения произведений Виргилия к изучению трудов авторов более позднего периода, мы замечаем значительную разницу. Мы не находим больше любви к пчелам, столь характерной для стихов Виргилия. На первое место выходит коммерческая сторона дела. Писатели дают пчеловодам практические советы.

62—113 гг. Римский писатель Плиний неоднократно в своих трудах касается пчеловодства, однако без критического анализа и системы. Он повторяет то, о чем писали до него, и включает в свои труды многие старые предрассудки (например, происхождение пчел из мертвого быка, сбор пчелами личинок с цветков).

800—900 гг. По всей вероятности пчелы были ввезены в Америку ирландцами и норвежцами, которые продвинулись к югу до залива Наррагансетт и основали там не только колонии, но и миссию. Поскольку мед был практически единственной сладостью в древний период, а пчелиный воск требовался церкви, возможно, что они завезли с собой и медоносных пчел.

950 г. По распоряжению императора Константина VII в Византии была написана серия книг Geoponica, которые представляли собой энциклопедию. В ней читатель находил довольно много сведений по пчеловодству.

1448—1482 гг. Во время царствования инков Тупас Юпанкви покорил дикие лесные племена, которые были так бедны, что могли предложить в качестве дани только попугаев, обезьян, мед и пчелиный воск (вероятно, от диких пчел). Это первые известные сведения о пчелах в Новом Свете. Американский континент не является родиной медоносной пчелы. Так как Колумб открыл Америку в 1492 г., можно предположить, что пчелы были завезены раньше (800—900 гг.).

1568 г. Якоба Никель (Германия) в своей книге, опубликованной в 1568 г., дает советы по лечению американского гнильца: «Во-первых, вырежь весь мед и соты в улье, а пчел не выпускай и держи голодными три дня. После этого возьми новый улей и поставь его на то же место, где стоял улей с зараженной семьей. Возьми больных пчел и помести их в новый улей. Дай им новый мед, и они поправятся».

1590 г. В книге итальянца Джио-ванни Руселлаи по пчеловодству описаны линеечные ульи и подвижные соты.

1609 г. Согласно Лангстроту, английский пчеловод Батлер написал книгу «Женская монархия». Батлер установил в 1609 г., что «пчела-правитель» (Kingbee) в действительности является маткой, так как она откладывает яйца.

1652 г. Мьюи (Великобритания) сконструировал улей из дерева с подвижными верхними планками.

1655 г. Маральди (Италия) изобрел односотовый наблюдательный улей со стеклянными стенками.

1670 г. Сваммердам (Голландия) первый установил пол матки путем анатомического вскрытия. Однако он предполагал, что матки оплодотворяются в результате семенного испарения («odorifero¬us effluvia») от трутней.

1679 г. Моисей Рюзден, пчеловод короля Карла II (Англия), в своей книге «Дальнейшие рассуждения о пчелах» утверждает, что рабочие пчелы собирают с цветков «существенную субстанцию тела молодых пчел».

1683 г. Джон Хаутон (Англия) изобрел улей с подвижными рамками, но пространства для пчел были слишком широки, и рамки скоро становились неподвижными.

1683—1757 гг. Реомюр (Франция) поместил матку с трутнем под стеклянный колпак, где они спарились. В то время еще существовало представление, что матка спаривается в улье. 1684 г. Джон Мартин заметил, что кончиком иголки можно снять чешуйки настоящего пчелиного воска с брюшка пчелы, строящей соты. Он первый отметил, что воск является продуктом тела пчелы.

1739 г. В штате Виргиния завезенный из Европы белый донник был отмечен как медонос. Вскоре его стали рассматривать как пчелиное растение.

1740 г. Впервые упоминается паразит пчелиная вошь (Braula coeca). Браула принадлежит к Pupipara, которые являются одной из групп паразитических Diptera (мух). Некоторые из паразитов в процессе эволюции лишились крыльев. Самка пробуравливает соты и откладывает яйца под крышечки сотов. Взрослых особей можно видеть на спинке матки, а иногда и на спинках рабочих пчел. Паразиты питаются нектаром, выступающим из рта пчел.

1758 г. Вышло 10-е издание «Системы природы» Карла Линнея, в котором он впервые применил двойную номенклатуру (биноминальную систему). Медоносная пчела получила название Apis mellifera.

1771 г. Янша, пчеловод королевы Австрии, раскрыл тайну оплодотворения матки. Он установил, что спаривание происходит вне улья.

1787 г. Губер (Швейцария) описал полет девственной матки и возвращение ее в улей с явными признаками спаривания.

1788 г. Губер сообщил, что он видел двух маток, которые спаривались дважды.

1792 г. Джон Хантер обратил внимание на восковые железы, которые образуют чешуйки воска. Джон Хантер опубликовал статью, озаглавленную «Наблюдения над пчелами», в. которой вполне удовлетворительно объяснил ход естественного оплодотворения яичек матки спермой трутня.

1793 г. Губер показал, что материалами для образования пчелиного воска служат нектар и мед, а не пыльца.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
CAPTCHA
Защита от ботов